Сонет

Сонет

СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — твердая стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты — на 2 или 3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц. и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона — франц. и итал. Франц. тип, нормализованный наиб. строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: "закрытая" (охватная) рифмовка катренов обусловливает "открытую" рифмовку терцетов (АббА АббА ввГ дГд); и наоборот, "открытая" (перекрестная) рифмовка катренов — "закрытую" терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково "правильными", но первый — "совершеннее". Итал. тип С., свободный от правил альтернанса, допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и — независимо от нее — самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД ДГВ и др.). Франц. С, как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником), итал. — 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит. правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова — не повторяться, последнее слово С. — быть "ключевым". Огромная популярность С. в европ. лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются "С. с кодой" и "англ. С.", нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику — 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв. с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро. Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что к кон. 18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным порядком рифм. Новый период популярности С в России связан с романтизмом. Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А. Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С В 20—30-е гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С, едва ли не каждый из поэтов отдал дань этой форме. С пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский, М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно ослабевает, стих., напис. в форме С, появляются эпизодически, активно обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С "Титании" и поэма "Venezia La Bella", напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, "серьезный" же С. сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В 80—90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. — новый расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны, обращением к почти забытым канонам С., с другой — самыми неожиданными экспериментами и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме, венки С, "ответные С". В кругу В. Иванова не только возрождают обычай ср.-век. итал. "ответного С", но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает "ответным С." на угаданные рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры. Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С. 5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие размеры — дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными. Традиц. строфику размывают "С. с кодой" и "опрокинутый С". Наиб. сильно деформирован С. в "коронах сонетов" раннего И. Сель-винского. В сов. период С. — единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый в 30—50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии, причем наиб. попул. его разновидностью становится "англ. С". Среди совр. рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский):

Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Сонет" в других словарях:

  • Сонет —     СОНЕТ лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом пятистопным или шестистопным; реже… …   Словарь литературных терминов

  • СОНЕТ — (ит. sonnetto, фр. sonnet). Форма стихотворения, состоящая из 14 ти пятистопных, преимущественно ямбических, строк в четырех строфах. В музыке маленькая песня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОНЕТ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СОНЕТ — СОНЕТ, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов… …   Толковый словарь Ушакова

  • "Сонет" — «СОНЕТ», стих. Л. (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой, с характерным для ивановского цикла мотивом неразделенной любви. Элегически медитативная интонация находит адекватное мелодич. выражение в протяженности стиха (6 стопный ямб) и в самой форме… …   Лермонтовская энциклопедия

  • СОНЕТ — (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во французской последовательности abba abba ccd eed (или ccd ede) или в… …   Современная энциклопедия

  • СОНЕТ — (итал. sonetto) твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во французской последовательности abba abba ccd eed (или ccd ede) или в итальянской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОНЕТ — СОНЕТ, а, муж. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки. | прил. сонетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • сонет — сущ., кол во синонимов: 1 • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • сонет — сонет. Произносится [сонэт] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Сонет — (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во французской последовательности abba abba ccd eed (или ccd ede) или в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сонет — Эта статья о поэтической форме. О сотовом операторе читайте в статье «Сонет (сотовый оператор)». Содержание 1 Структурные признаки классического сонета …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»